Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 11 августа 2025 г. N ИГ-117-1447-12-2
Сообщается, что ежегодная проверка огнетушителей проводится юридическими лицами или ИП с соответствующим разрешением. Периодические проверки состояния, размещения, крепления и доступности огнетушителей, не требующие их вскрытия, выполняет ответственный за пожарную безопасность. Список действий при ежегодном техническом обслуживании определяют уполномоченные на проведение данного вида работ организации и ИП.
Проверка проводится 1 раз в год с даты производства или последней проверки. Порошковые огнетушители (при наличии минимум пяти) проверяются в количестве не менее 3%, остальные подвергаются внешнему осмотру.
Каждый этаж производственного здания рекомендуется защищать не менее чем 2 огнетушителями. При размещении огнетушителей необходимо учитывать, что 2 или более огнетушителей, имеющих более низкий ранг тушения модельного очага пожара, не могут заменять огнетушитель с более высоким рангом, а лишь дополняют его.
Ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты обязательно, заполняется он ответственным лицом. После перезарядки огнетушителя данные о давлении и массе заносятся в журнал. Для огнетушителей, введенных в эксплуатацию до изменений N 1 ГОСТ Р 59641-2021, допускается использование карточек учета старого образца.
Проект приказа Ростехнадзора (подготовлен 05.08.2025)
В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2025 г. Правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок разработана новая редакция проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Ростехнадзором при плановых выездных проверках в сфере теплоснабжения.
Количество контрольных вопросов сократилось с 86 до 38. Новые вопросы менее детализированы, сосредоточены на ключевых аспектах эксплуатации и безопасности, используют обновленную нормативную базу.
Отметим, что вопросы, касающиеся охраны труда, в новом и старом перечнях идентичны по содержанию и формулировкам. Оба списка основаны на Правилах по охране труда, утвержденных приказом Минтруда N 924н, и охватывают одни и те же темы: организацию работ, требования к помещениям, обслуживание, ремонт и эксплуатацию.
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом России 15.08.2025)
Предлагается дополнить постановление Правительства РФ N 416 новым пунктом, устанавливающим приоритет заочной формы медико-социальной экспертизы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве или профзаболеваний. Это касается граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или ранее проживавших в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
Медико-социальная экспертиза будет проводиться на основе поступивших документов (сведений) и анализа имеющихся в них данных без личного присутствия. По желанию гражданина медико-социальную экспертизу можно будет провести и в очной форме.
Планируемые нововведения связаны с тем, что согласно положениям Федерального закона N 20-ФЗ от 17 февраля 2023 года документы об утрате профессиональной трудоспособности, выданные до 1 марта 2023 года, признаются действительными до 1 января 2026 года. Поэтому пройти освидетельствование необходимо до истечения указанного срока. Заочная форма экспертизы позволит оптимизировать этот процесс.
Письмо Росаккредитации от 11 сентября 2025 г. N 12349/04-ДР
Даны разъяснения по вопросам, касающимся выполнения требований нормативных правовых актов и нормативных документов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в Национальной системе аккредитации (НСА), в том числе в качестве лабораторий, осуществляющих деятельность в целях Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (СОУТ).
Отмечается, в частности, что Федеральный закон N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" определяет единый порядок аккредитации. При этом закон не содержит исчерпывающего перечня сфер деятельности, в которых аккредитация является обязательной, ввиду многообразия направлений и видов экономической деятельности в Российской Федерации. Регулирование конкретных областей аккредитации осуществляется через отраслевое законодательство. Например, обязательность аккредитации для испытательных лабораторий, осуществляющих деятельность в области СОУТ, установлена Федеральным законом "О специальной оценке условий труда".
Принцип добровольности, указанный в ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 412-ФЗ, не означает необязательность аккредитации, а подразумевает заявительный характер предоставления госуслуги. Лаборатории для получения аккредитации необходимо подать установленный пакет документов, тем самым подтверждая свое осознанное решение:
Аккредитация в НСА является бессрочной. Она может быть прекращена либо по инициативе аккредитованного лица, либо в случае выявления и неустранения нарушений законодательства.
Критерии аккредитации, утвержденные приказом Минэкономразвития России N 707, включают требования к компетентности лабораторий и перечень документов по стандартизации, которые должны выполнять лаборатории.
Федеральная государственная информационная система (ФГИС) Росаккредитации, предназначенная для сбора, обработки, хранения и передачи данных, а также для взаимодействия заявителей, аккредитованных лиц, экспертов и организаций, обязательна при подаче документов и для предоставления сведений о деятельности лаборатории, включая информацию о составе работников, их компетентности и технической оснащенности.
Проект постановления Правительства РФ (подготовлен Минтрудом России 18.09.2025)
В постановление Правительства РФ "О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Лучший по профессии" планируется внести изменения, направленные на расширение формата проведения конкурса.
Количество номинаций увеличится с 20 до 25, причем пять дополнительных номинаций будут предлагаться работодателями, объединениями работодателей или сторонами социального партнерства и финансироваться исключительно за счет инициаторов без привлечения средств федерального бюджета.
Условия и порядок проведения регионального этапа для новых номинаций будут разрабатываться инициаторами отдельно и утверждаться в установленном порядке, а площадка для федерального этапа будет определяться инициатором при согласовании с оператором конкурса. В процесс создания экспертных комиссий для оценки участников будут активно вовлекаться субъекты РФ и инициаторы дополнительных номинаций.
Размеры денежных выплат призерам останутся неизменными: 1 000 000 рублей за 1-е место, 500 000 рублей за 2-е место и 300 000 рублей за 3-е место.
26.09.2025
Страховой взнос по травматизму на АУСН в 2026 г.,правила измерения параметров микроклимата на рабочих местах, методы определения теплоизоляции СИЗ, правила составления сообщения о последствиях несчастного случая и др.
Ростехнадзор обновил список частых нарушений, внеплановый противопожарный инструктаж в организациях, обучение по оказанию первой помощи для бухгалтеров, обновление правил санитарно-эпидемиологического контроля и др.
Новые стандарты для средств защиты, отраслевое соглашение по организациям ж/д транспорта, тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм в 2026 и др.