Кaталог
Оставить заявку на консультацию
Контакты

Для связи с сотрудниками нашей компании, напишите или позвоните нам.

+7 (343) 287-51-95

+7 (343) 200-41-00

info@ot66.ru

г. Екатеринбургул. Фрунзе, 96, оф. 510

Схема проезда

«Как разработать программу инструктажа на рабочем месте»

Главная / Новости / «Как разработать программу инструктажа на рабочем месте»
23 Апреля 2021

Все работодатели обязаны составить программы инструктажей. Это указано в пунктах 2.1.22.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок № 1/29).

Кто разрабатывает

Законодательством не определено, кто должен разрабатывать программу инструктажа на рабочем месте, поэтому работодатель сам определяет, кого назначить ответственным за разработку. На практике программу разрабатывает руководитель структурного подразделения. В составлении программы может оказывать методическую помощь специалист по охране труда. Утверждает программу работодатель.

Для каких профессий и должностей разрабатывают

Обязательно разработайте программы для каждой отдельной профессии и должности, так как этот документ содержит:

  • сведения о технологическом процессе, оборудовании и производственной среде на конкретном рабочем месте работника;
  • сведения о средствах индивидуальной защиты, которые полагаются конкретному работнику;
  • информацию о конкретных профессиональных рисках и т. д.

На основе чего разрабатывают

Программу разработайте в соответствии с Порядком № 1/29. Также можно использовать ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда».

ВНИМАНИЕ

в отличие от Порядка № 1/29, ГОСТ не обязательный для применения документ, так как может противоречить законодательству.

В части пунктов программы инструктажа ГОСТ 12.0.004-2015 не противоречит законодательству, и приложение Б.2 можно использовать при разработке программы инструктажа.

Какие разделы должны быть в программе инструктажа

Обязательных требований к разделам в программе нет. Работодатель самостоятельно определяет, что включать в программу инструктажа. Можно пользоваться собственными наработками или использовать приложение Б.2 к ГОСТ 12.0.004-2015. В нем приведены основные пункты, которые может содержать программа:

1. Общие сведения об условиях труда работника: технологическом процессе, оборудовании и производственной среде на рабочем месте работника, характере его трудового процесса (напряженность и тяжесть).

2. Порядок подготовки к работе.

3. Схема безопасного передвижения работника по территории подразделения, организации.

4. Аварийные ситуации, которые могут возникнуть на рабочем месте.

5. Ознакомление со всеми инструкциями по рабочему месту и охране труда по профессии.

По каждому рабочему месту разработайте перечень профессий  с указанием номеров инструкций, необходимых для инструктирования.

Как и где хранить

Документы по обучению работников охране труда, в том числе и программы, необходимо хранить пять лет (п. 421 приказа Росархива от 20.12.2019 № 236).

Законодательством не регламентировано, где должны храниться программы. На практике руководитель определяет место хранения. Это может быть кабинет заведующего структурным подразделением, кабинет охраны труда или же архив, если он есть в организации.

Как пересматривать, отменять и вносить изменения

Законодательно не установлено, как отменять, вносить изменения и с какой периодичностью пересматривать программы инструктажей.

На практике применяют те же правила, что и для инструкции по охране труда, – пересматривают при соответствующих изменениях в законодательстве либо, если изменений нет, то раз в пять лет.

Работодатель сам устанавливает порядок пересмотра документов системы управления охраной труда (п. 66 приказа Минтруда от 19.08.2016 № 438н). То есть работодатель сам решает, когда переутверждать документы.

Внести изменения можно двумя способами:

  • оформить лист изменений и приложить к приказу о внесении изменений в программу;
  • отменить приказом действующую программу и издать новую.